Цвет:
  • B
  • B
  • B
Шрифт:
  • A
  • A
  • A
  • Arial
  • Times
  • Open Sans
  • Абв
  • Абв
Полная версия

Полномочия Роскомнадзора в период подготовки выборов и референдумов

Осуществление полномочий при исполнении Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственных функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций в период проведения избирательных кампаний

Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих деятельность средств массовой информации в период проведения избирательных кампаний

Конституция Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ);

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ);

Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях);

Федеральный закон от  10 января 2003 г. №  19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Закон о выборах Президента).

При освещении избирательных кампаний, проводимых в субъектах Российской Федерации, следует также руководствоваться избирательным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, решениями избирательных комиссий соответствующего уровня.

Задачи Роскомнадзора и его территориальных органов в период проведения избирательных кампаний

1. Пресечение нарушений гражданами, организациями и редакциями средств массовых информации норм действующего законодательства в сфере регулирования     деятельности      средств     массовой      информации      в информационном     обеспечении     выборов    в    Российской     Федерации, обязательных   для   исполнения   в   период   подготовки    и    проведения избирательных кампаний.

2. Взаимодействие с избирательными комиссиями различного уровня, с     правоохранительными    органами    по    выявлению, пресечению и предупреждению  нарушений законодательства Российской  Федерации  о средствах массовой информации, законодательства Российской Федерации о выборах  (в  пределах,  определенных законодательством),  организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации.

3. Обеспечения    прав    и    законных    интересов    журналистов, организаций     средств    массовой     информации     и     иных     участников избирательного процесса при проведении выборов в Российской Федерации.

О порядке участия организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий в информационном  обеспечении  выборов

Законом об основных гарантиях в статье 47 установлено, что информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего и негосударственных организаций телерадиовещания, редакции государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.

Согласно терминологии Закона об основных гарантиях информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях и предвыборную агитацию, т.е. деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании, имеющую цель побудить к голосованию за (или против) кандидатов.

Исходя из этой нормы, общероссийские государственные организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, осуществляют информационное обеспечение федеральных выборов, региональные государственные организации - федеральных и региональных выборов, муниципальные организации - муниципальных выборов.

Негосударственные организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, с учетом редакционной самостоятельности и гражданско-правового принципа свободы договора, могут участвовать в информационном обеспечении любых выборов и референдумов, соблюдая при этом требования, установленные законодательством о выборах.

Наличие признаков государственной или муниципальной организации устанавливается на день начала соответствующей избирательной кампании, кампании референдума.

Государственной организацией, осуществляющей выпуск СМИ, считается, если она обладает одним или более из следующих признаков:

-   имеет в составе учредителей государственные органы, организации;

-   за год, предшествующий началу избирательной кампании, кампании референдума ей оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на ее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации;

- в уставном (или складочном - в зависимости от организационно-правовой формы в соответствии с гражданским законодательством) капитале этой организации имеется доля (вклад) Российской Федерации, одного или более субъектов Федерации.

Муниципальной организация считается при наличии одного или более из следующих признаков:

-   имеет в составе учредителей органы местного самоуправления, муниципальные организации;

-   за год, предшествующий началу избирательной кампании, кампании референдума ей оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на ее функционирование за счет средств местного бюджета;

-   в уставном (складочном) капитале этой организации имеется доля (вклад) одного или более муниципальных образований.

Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, не имеющие указанных выше признаков, считаются негосударственными.

 Законодательством установлены разные правовые режимы участия организаций, осуществляющих выпуск СМИ, в информационном обеспечении выборов в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или негосударственными.

На редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум возлагается обязанность выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, группами участников референдума (пунктом 1 статьи 52 Закона об основных гарантиях).

В соответствии со статьей 2 Закона о СМИ под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Указанная выше обязанность возникает только в том случае, если периодическое печатное издание выходит не реже одного раза в неделю.

 

Обязанности Роскомнадзора и его территориальных органов в период проведения избирательных кампаний

1.  В соответствии со статьей 47 Закона об основных гарантиях государственные и муниципальные организации, осуществляющие выпуск
средств массовой информации, редакции государственных и муниципальных периодических  печатных изданий,  распространяемых  на территории,  на которой проводятся выборы, и выходящие не реже одного раза в неделю, обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации.

2. К выполнению этой функции Законом об основных гарантиях привлечены     орган     исполнительной     власти,     уполномоченный     на
осуществление  функций  по  регистрации  средств  массовой  информации (Роскомнадзор), и организующая выборы комиссия (пунктами 7, 8 статьи 47 Закона об основных гарантиях).

3. Перечень государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания,   а   также   государственных   и   (или)   муниципальных периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время,      печатную      площадь      представляется      в      соответствующую избирательную   комиссию   не   позднее   чем   на   пятый   день   после   дня официального опубликования решения о назначении выборов.

4.     Указанный    перечень    публикуется    организующей    выборы комиссией по представлению Роскомнадзора (территориального органа).

5. В указанный перечень включаются следующие сведения:

- наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации либо периодического печатного издания;

- юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;

- учредитель   (учредители)   организации   телерадиовещания   либо учредитель (учредители) периодического печатного издания;

- вид и объем государственной (муниципальной) поддержки;

-  доля   (вклад)   Российской   Федерации,   субъектов   Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале на день официального опубликования решения о назначении выборов;

-  периодичность выпуска периодического печатного издания;

-  указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное издание являются специализированными (для специализированных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий).

6. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных   периодических   печатных   изданий,   осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, вправе предоставлять эфирное время,    печатную    площадь    в    соответствующих    средствах    массовой информации (пунктом 4 статьи 50 Закона об основных гарантиях).

7. Сведения о размере и других условиях оплаты предоставляемых эфирного времени, печатной площади, должны быть опубликованы самой организацией, осуществляющей выпуск СМИ, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

8.   Указанные  сведения  не  позднее чем  через  30  дней  со  дня официального опубликования решения о назначении выборов также должны быть представлены в организующую выборы избирательную комиссию или указанную в Законе об основных гарантиях нижестоящую избирательную комиссию вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения выборной агитации.

Редакции периодических печатных изданий публикуют данные сведения в тех выпускаемых ими изданиях, в которых будет предоставляться печатная площадь.

Организации телерадиовещания должны публиковать свои сведения в периодических печатных изданиях.

Для исполнения указанных требований достаточно опубликования в одном издании.

9.  Негосударственные организации, выпускающие средства массовой информации, вправе не участвовать в предоставлении эфирного времени, печатной площади для проведения агитации. Для этого им достаточно не представлять   в   соответствующую    комиссию   в   установленный   срок уведомление о готовности предоставлять эфирное время, печатную площадь. Такое  же  правило  Закон  об  основных  гарантиях  устанавливает  и  для некоторых государственных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, а именно для:

-  редакций   государственных   периодических   печатных   изданий, выходящих реже одного раза в неделю;

-  специализированных организаций телерадиовещания и редакций специализированных     периодических     печатных  изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других).

На выборах в органы государственной власти, на федеральном и региональном референдумах таким же правом обладают муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий.

Виды административных правонарушений и ответственность за нарушения норм законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, о средствах массовой информации

Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов установлены главой VII «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» Закона об основных гарантиях.

1. Статья 5.5. КоАП РФ. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов.

2. Статья 5.10. КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах. 

 Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования

3. Статья 5.11. КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.

4. Статья 5.13 КоАП РФ. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации. 

5.     Статья 13.15 КоАП РФ. Злоупотребление свободой массовой информации. 

6.  Статья 13.23 КоАП РФ. Нарушение порядка хранения материалов теле- и радиопередач.

7. Статья 16.1 Закона о СМИ. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

Время публикации: 09.12.2015 15:36
Последнее изменение: 22.02.2019 13:40