Полномочия Роскомнадзора в период подготовки выборов и референдумов
Осуществление полномочий при исполнении Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственных функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций в период проведения избирательных кампаний
Перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих деятельность средств массовой информации в период проведения избирательных кампаний
Конституция Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ);
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ);
Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях);
Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Закон о выборах Президента).
При освещении избирательных кампаний, проводимых в субъектах Российской Федерации, следует также руководствоваться избирательным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, решениями избирательных комиссий соответствующего уровня.
Задачи Роскомнадзора и его территориальных органов в период проведения избирательных кампаний
1. Пресечение нарушений гражданами, организациями и редакциями средств массовых информации норм действующего законодательства в сфере регулирования деятельности средств массовой информации в информационном обеспечении выборов в Российской Федерации, обязательных для исполнения в период подготовки и проведения избирательных кампаний.
2. Взаимодействие с избирательными комиссиями различного уровня, с правоохранительными органами по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, законодательства Российской Федерации о выборах (в пределах, определенных законодательством), организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации.
3. Обеспечения прав и законных интересов журналистов, организаций средств массовой информации и иных участников избирательного процесса при проведении выборов в Российской Федерации.
О порядке участия организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий в информационном обеспечении выборов
Законом об основных гарантиях в статье 47 установлено, что информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего и негосударственных организаций телерадиовещания, редакции государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.
Согласно терминологии Закона об основных гарантиях информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях и предвыборную агитацию, т.е. деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании, имеющую цель побудить к голосованию за (или против) кандидатов.
Исходя из этой нормы, общероссийские государственные организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, осуществляют информационное обеспечение федеральных выборов, региональные государственные организации - федеральных и региональных выборов, муниципальные организации - муниципальных выборов.
Негосударственные организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, с учетом редакционной самостоятельности и гражданско-правового принципа свободы договора, могут участвовать в информационном обеспечении любых выборов и референдумов, соблюдая при этом требования, установленные законодательством о выборах.
Наличие признаков государственной или муниципальной организации устанавливается на день начала соответствующей избирательной кампании, кампании референдума.
Государственной организацией, осуществляющей выпуск СМИ, считается, если она обладает одним или более из следующих признаков:
- имеет в составе учредителей государственные органы, организации;
- за год, предшествующий началу избирательной кампании, кампании референдума ей оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на ее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации;
- в уставном (или складочном - в зависимости от организационно-правовой формы в соответствии с гражданским законодательством) капитале этой организации имеется доля (вклад) Российской Федерации, одного или более субъектов Федерации.
Муниципальной организация считается при наличии одного или более из следующих признаков:
- имеет в составе учредителей органы местного самоуправления, муниципальные организации;
- за год, предшествующий началу избирательной кампании, кампании референдума ей оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на ее функционирование за счет средств местного бюджета;
- в уставном (складочном) капитале этой организации имеется доля (вклад) одного или более муниципальных образований.
Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, не имеющие указанных выше признаков, считаются негосударственными.
Законодательством установлены разные правовые режимы участия организаций, осуществляющих выпуск СМИ, в информационном обеспечении выборов в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или негосударственными.
На редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум возлагается обязанность выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, группами участников референдума (пунктом 1 статьи 52 Закона об основных гарантиях).
В соответствии со статьей 2 Закона о СМИ под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
Указанная выше обязанность возникает только в том случае, если периодическое печатное издание выходит не реже одного раза в неделю.
Обязанности Роскомнадзора и его территориальных органов в период проведения избирательных кампаний
1. В соответствии со статьей 47 Закона об основных гарантиях государственные и муниципальные организации, осуществляющие выпуск
средств массовой информации, редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, и выходящие не реже одного раза в неделю, обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации.
2. К выполнению этой функции Законом об основных гарантиях привлечены орган исполнительной власти, уполномоченный на
осуществление функций по регистрации средств массовой информации (Роскомнадзор), и организующая выборы комиссия (пунктами 7, 8 статьи 47 Закона об основных гарантиях).
3. Перечень государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания, а также государственных и (или) муниципальных периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь представляется в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов.
4. Указанный перечень публикуется организующей выборы комиссией по представлению Роскомнадзора (территориального органа).
5. В указанный перечень включаются следующие сведения:
- наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации либо периодического печатного издания;
- юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;
- учредитель (учредители) организации телерадиовещания либо учредитель (учредители) периодического печатного издания;
- вид и объем государственной (муниципальной) поддержки;
- доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале на день официального опубликования решения о назначении выборов;
- периодичность выпуска периодического печатного издания;
- указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное издание являются специализированными (для специализированных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий).
6. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь в соответствующих средствах массовой информации (пунктом 4 статьи 50 Закона об основных гарантиях).
7. Сведения о размере и других условиях оплаты предоставляемых эфирного времени, печатной площади, должны быть опубликованы самой организацией, осуществляющей выпуск СМИ, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
8. Указанные сведения не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов также должны быть представлены в организующую выборы избирательную комиссию или указанную в Законе об основных гарантиях нижестоящую избирательную комиссию вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения выборной агитации.
Редакции периодических печатных изданий публикуют данные сведения в тех выпускаемых ими изданиях, в которых будет предоставляться печатная площадь.
Организации телерадиовещания должны публиковать свои сведения в периодических печатных изданиях.
Для исполнения указанных требований достаточно опубликования в одном издании.
9. Негосударственные организации, выпускающие средства массовой информации, вправе не участвовать в предоставлении эфирного времени, печатной площади для проведения агитации. Для этого им достаточно не представлять в соответствующую комиссию в установленный срок уведомление о готовности предоставлять эфирное время, печатную площадь. Такое же правило Закон об основных гарантиях устанавливает и для некоторых государственных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, а именно для:
- редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю;
- специализированных организаций телерадиовещания и редакций специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других).
На выборах в органы государственной власти, на федеральном и региональном референдумах таким же правом обладают муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий.
Виды административных правонарушений и ответственность за нарушения норм законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, о средствах массовой информации
Основные требования к порядку участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов установлены главой VII «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» Закона об основных гарантиях.
1. Статья 5.5. КоАП РФ. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов.
2. Статья 5.10. КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования
3. Статья 5.11. КоАП РФ. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.
4. Статья 5.13 КоАП РФ. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации.
5. Статья 13.15 КоАП РФ. Злоупотребление свободой массовой информации.
6. Статья 13.23 КоАП РФ. Нарушение порядка хранения материалов теле- и радиопередач.
7. Статья 16.1 Закона о СМИ. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Время публикации: 09.12.2015 15:36
Последнее изменение: 22.02.2019 13:40