Контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций

Вопрос: Как зарегистрировать (перерегистрировать СМИ, внести изменение в свидетельство о регистрации СМИ)?

Ответ: Подробная информация о регистрации СМИ находится в разделе: «Регистрация СМИ»

также консультацию можно получить лично и по телефону: по адресу: 614068, г. Пермь, ул. Ленина, д. 68, каб. 428, главный специалист-эксперт Орехова Дарья Дмитриевна, тел. (342) 258-15-23, доб. 562, либо начальник отдела Богданова Мария Александровна, тел. (342) 258-15-29, доб. 518

Вопрос: Несёт ли ответственность СМИ за опубликование информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство заявителя, нарушающей его право на неприкосновенность частной жизни? Возможно ли понудить редакцию СМИ к опубликованию опровержения?

Ответ Согласно ст. 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе Закона о СМИ, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором) СМИ.

В соответствии со ст. 47 Закона о СМИ журналист имеет право, в том числе, искать, запрашивать, получать и распространять информацию; копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части 1 ст. 42 указанного  Закона; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положением Управление не имеет полномочий по установлению достоверности распространённой в СМИ информации, фактов распространения в СМИ информации порочащей честь и достоинство граждан и организаций, а также к понуждению опубликования редакцией СМИ опровержений распространённых сведений.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, в отношении которого распространены такие сведения, может подать иск о компенсации морального вреда; в соответствии со статьей 152 ГК РФ – иск в защиту чести, достоинства и деловой репутации (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а так же деловой репутации граждан и юридических лиц»). При этом в качестве ответчиков могут быть привлечены как автор опубликованных материалов, так и редакция средства массовой информации.

Согласно ст. 62 Закона о СМИ моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Следует учесть, что в соответствии со ст. 43 Закона о СМИ гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ.

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности (ст. 44 Закона о СМИ), когда и как они были распространены данным СМИ.

Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, - в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Отказ в опровержении либо нарушение установленного Законом о СМИ порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что ст.  46 Закона о СМИ определено, что гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации. В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43 - 45 Закона о СМИ.

Вопрос: Передачи на радио прерываются рекламными блоками радиопередач с повышенной громкостью, что делать?

Ответ: В соответствии с частью 8 ст. 31 Закона о СМИ в лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются:

1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;

2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала;

3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);

4) территория распространения телеканала или радиоканала;

5) объем вещания (в часах);

6) дата начала вещания;

7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 настоящего Закона;

8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью 4 указанной статьи;

9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью 5 указанной статьи.

Таким образом, время выхода рекламы в эфире СМИ радиоканал не является лицензионным условием и, соответственно, не является нарушением обязательных требований и лицензионных условий, в связи с чем у Управления отсутствуют основания для принятия мер реагирования.

Вы вправе лично обратиться в редакцию СМИ для получения пояснений по данному вопросу.

Кроме того, согласно ст. 15. Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)  в радиопрограммах не допускается прерывать рекламой, в том числе, следующие радиопередачи: религиозные радиопередачи; радиопередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут. Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в радиопрограммах и радиопередачах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме.

Иные радиопередачи могут прерываться рекламой столько раз, сколько пятнадцатиминутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжительность такой спонсорской рекламы не превышает тридцать секунд.

В соответствии с частью 11 ст. 15 Закона о рекламе при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи.

Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею радиопрограммы или радиопередачи осуществляется антимонопольным органом в соответствии со ст. 35.1 Закона о рекламе.

Таким образом, по факту выхода в эфире СМИ радиоканал рекламных блоков с повышенной громкостью, Вы вправе обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по адресу: 614096, г. Пермь, ул. Ленина, д. 64.

Время публикации: 13.04.2017 13:16
Последнее изменение: 12.03.2019 14:47