gerb

Управление Роскомнадзора по Пермскому краю

Онлайн-конференция с операторами связи, оказывающими услуги доступа к сети «Интернет», по проблемным вопросам ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено

25 мая 2017 07:00 - 25 мая 2017 10:00

Управление Роскомнадзора по Пермскому краю совместно с представителями филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в Приволжском федеральном округе, ответственными за эксплуатацию АС «Ревизор», проводит в четверг, 25 мая, с 07:00 до 10:00 (мск. время) онлайн-конференцию с операторами связи, оказывающими услуги доступа к сети «Интернет», по проблемным вопросам ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обращаем внимание, что поступающие вопросы будут проходить предварительную модерацию с целью определения их соответствия тематике конференции, исключения повторов и т.д.

Ответы, которые специалисты не успеют предоставить в отведенное для онлайн-конференции время, будут опубликованы позже, по мере готовности.

Убедительная просьба к авторам вопросов в отношении эксплуатации АС «Ревизор», указывать название организации и ИНН.

Участники конференции

Бугров Евгений Алексеевич
Заместитель руководителя Управления – начальник отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи
Мандрыгин Игорь Николаевич
Начальник отдела надзора в сфере предоставления услуг по передаче данных Управления Роскомнадзора по Пермскому краю
Глушанина Галина Сергеевна
Главный специалист – эксперт отдела надзора в сфере предоставления услуг по передаче данных Управления Роскомнадзора по Пермскому краю
Нужный Роман Геннадьевич
Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов УИТ ФГУП "РЧЦ ЦФО" в ПФО
Трапезникова Вероника Юрьевна
Начальник отдела государственной службы, кадров и правового обеспечения Управления Роскомнадзора по Пермскому краю

Вопросы

9
Марина Николаевна
Я представляю оператора связи, который не предоставляет услуг доступа к сети интернет. Что надо сделать, что бы исключить нас из реестра операторов связи, обязанных осуществлять выгрузку запрещенных сайтов.
Мандрыгин Игорь Николаевич, Начальник отдела надзора в сфере предоставления услуг по передаче данных Управления Роскомнадзора по Пермскому краю

Оператору связи необходимо направить в  Управление Роскомнадзора по Пермскому краю соответствующее заявление с указанием номера ИНН и причины неоказания услуг доступа по лицензии.

8
Екатерина
Добрый день. Реестр содержит записи с URL по зашифрованным соединениям (HTTPS). IP адреса доменных имен таких URL могут меняться многократно за день. Сам URL в зашифрованном соединении недоступен (нашим) маршрутизаторам. Имеет ли здравый смысл вносить подобные URL в реестр, понимая, что доступ к нему фактически невозможно 100% заблокировать без неадекватных затрат? Ведь "Ревизор" откроет такую страницу после первого же изменения IP адреса доменного имени.
Глушанина Галина Сергеевна, Главный специалист – эксперт отдела надзора в сфере предоставления услуг по передаче данных Управления Роскомнадзора по Пермскому краю

 

В Реестр вносятся сведения, в данном случае URL-адреса, в строгом соответствии с поступившими заявлениями (форма: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/), решениями уполномоченных органов, судов.
                В отношении ограничения доступа, следует отметить, что в настоящее время конкретные способы (методы) ограничения доступа операторами связи к интернет-ресурсам, содержащим запрещенную и (или) противоправную  информацию, в законодательстве не указаны.
                Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством (п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ  "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") оператор связи обязан ограничивать доступ к информации/информационным ресурсам, находящимся в «Выгрузке».
                Как указано выше, законодательство не предусматривает ограничение доступа только к IP-адресу. Блокировка также может осуществляться по доменному имени.
                Следует отметить, что распоряжением Роскомнадзора от 7 июля 2016 г. № 8 утверждены Рекомендации по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данные рекомендации размещены на сайте Роскомнадзора https://eais.rkn.gov.ru/docs/Rekomendation.pdf.

В Реестр вносятся сведения, в данном случае URL-адреса, в строгом соответствии с поступившими заявлениями (форма: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/), решениями уполномоченных органов, судов.
В отношении ограничения доступа, следует отметить, что в настоящее время конкретные способы (методы) ограничения доступа операторами связи к интернет-ресурсам, содержащим запрещенную и (или) противоправную  информацию, в законодательстве не указаны.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством (п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ  "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") оператор связи обязан ограничивать доступ к информации/информационным ресурсам, находящимся в «Выгрузке».
 Как указано выше, законодательство не предусматривает ограничение доступа только к IP-адресу. Блокировка также может осуществляться по доменному имени.Следует отметить, что распоряжением Роскомнадзора от 7 июля 2016 г. № 8 утверждены Рекомендации по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данные рекомендации размещены на сайте Роскомнадзора https://eais.rkn.gov.ru/docs/Rekomendation.pdf.

7
Сергей
Здравствуйте! Что нового в ограничения доступа к информации? Какая ответственность предусмотрена за не ограничение?

 

22.02.2017 принят Федеральный закон № 18-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в котором установлена прямая норма, устанавливающая ответственность за не ограничение доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а именно:
КоАП РФ дополнен статьей 13.34 следующего содержания:
Статья 13.34. Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей»
Данный Федеральный закон вступил в законную силу с 25.03.2017

22.02.2017 принят Федеральный закон № 18-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в котором установлена прямая норма, устанавливающая ответственность за не ограничение доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а именно:
КоАП РФ дополнен статьей 13.34 следующего содержания:
Статья 13.34. Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей»
Данный Федеральный закон вступил в законную силу с 25.03.2017.

6
Юлия
Порекомендуйте пожалуйста, программные или аппаратные средства для организации ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Бугров Евгений Алексеевич, Заместитель руководителя Управления – начальник отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи

Роскомнадзор, в том числе Управление Роскомнадзора по Пермскому краю не проводит анализ программных и аппаратных средств для осуществления ограничения доступа к ресурсом в сети Интернет.

В этой связи рекомендации по выбору оборудования не могут быть представлены.
Оператор связи вправе самостоятельно выбирать как способ блокирования ресурсов, содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, так и контрагента для заключения договора.

5
Смирнов Петр Сергеевич
На сегодняшний день, даже если будет неотфильтрован хотя бы один сайт, считается нарушением. Будет ли введен какой то процент допустимых ошибок?

 

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В этой связи результаты соответствующего мониторинга могут являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Действующим законодательством не установлено значение порога незаблокированных ресурсов, при превышении которого последует (не последует) привлечение оператора связи к административной ответственности.
Таким образом, согласно действующему законодательству операторы связи обязаны ограничивать доступ ко всем информационным ресурсам, содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В этой связи результаты соответствующего мониторинга , в том числе с одним ресурсом, могут являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Решение о привлечении к ответственности за неосуществление ограничения доступа к запрещенным ресурсам принимает суд. Ответчик вправе изложить доводы в суде , которые по его мнению могут служить основанием для освобождения от административного наказания.

Действующим законодательством не установлено значение порога незаблокированных ресурсов, при превышении которого последует (не последует) привлечение оператора связи к административной ответственности.

Таким образом, согласно действующему законодательству операторы связи обязаны ограничивать доступ ко всем информационным ресурсам, содержащим информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

4
Смирнов Петр Сергеевич
Добрый день! В личном кабинете не реализована возможность проведения проверки On-Line. Мы вносим изменения в программное обеспечение, с целью улучшения качества фильтрации, но проверить их можем только на следующие сутки, что не позволяет нам отлаживать ПО. Планируется ли в ближайшее время реализовать такую возможность?
Нужный Роман Геннадьевич, Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов УИТ ФГУП "РЧЦ ЦФО" в ПФО

Он-лайн проверка в кабинете Оператора не планируется. В случае необходимости следует обращаться в РЧЦ ПФО тел. 831 416-02-70 /430/

3
Алексей
Как часто проводится мониторинг АС "Ревизор"?
Глушанина Галина Сергеевна, Главный специалист – эксперт отдела надзора в сфере предоставления услуг по передаче данных Управления Роскомнадзора по Пермскому краю

АС «Ревизор» осуществляет проверку сетей операторов связи на наличие нарушений один раз в сутки, учитывая выходные и праздничные дни для всех записей, внесенных в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – реестр ЕАИС) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

и один раз в час, учитывая выходные и праздничные дни для всех записей, внесенных в реестр ЕАИС в соответствии Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

2
Дмитрий
Получаем фильтрованный трафик от вышестоящего оператора ПАО Ростелеком. Кто в данном случае несет ответственность за не ограничение запрещенного ресурса?
Глушанина Галина Сергеевна, Главный специалист – эксперт отдела надзора в сфере предоставления услуг по передаче данных Управления Роскомнадзора по Пермскому краю

Все отношения между присоединяемым и присоединенным оператором связи регламентируются заключенным между ними договором (соглашением) и нормами гражданского законодательства.

Ответственность оператора связи обусловлена требованиями п.5 ст.46 Федерального Закона "О связи". Отношения между присоединяемым и присоединяющим операторами в части предоставления фильтрованного трафика регулируются соответствующим договором. В случае фиксирования АС "Ревизор" факта не ограничения доступа на сети присоединяемого оператора связи, т.е. фактического неисполнения договора присоединяющим оператором связи, возникает возможность предъявления претензии присоединяющему оператору связи в рамках гражданского законодательства.

1
Михаил
Добрый день! Какие в настоящий момент существуют реализации и платформы АС "Ревизор" и какая рекомендованная процедура смена платформы при реорганизации узла связи оператора?
Нужный Роман Геннадьевич, Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов УИТ ФГУП "РЧЦ ЦФО" в ПФО

В настоящее время существуют две реализации агента АС "Ревизор" - программная и аппаратная. Подробно порядок предоставления технических средств контроля описан в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 17 июля 2014 г. N 103 г. Москва "Об утверждении Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1-15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В случае реорганизации узла связи и необходимости смены платформы агента АС "Ревизор", оператору необходимо обратиться в филиал ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Приволжском федеральном округе. 

Адрес статьи: /p21392/p21394/conf100.htm